Авторы

Польдин О. В.

Ученая степень
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
E-mail
opoldin@hse.ru
Местоположение
Нижний Новгород
Статьи автора

Прогнозирование успеваемости в вузе по результатам ЕГЭ

В работе исследуются эконометрические зависимости среднего балла студентов первого курса от результатов их вступительных испытаний на примере факультета экономики ВШЭ. На основе выборки с учетом выбывших студентов, оценена модель бинарного выбора для вероятности выбытия как функции результатов ЕГЭ. Прогнозирование по сумме четырех ЕГЭ — математике, обществознанию, русскому языку и иностранному языку — в большинстве случаев дает несколько худшее качество прогноза, чем в модели без иностранного языка. Модели с использованием в качестве регрессоров результатов всех четырех ЕГЭ по отдельным дисциплинам имеют наилучшее качество прогноза. Среди дисциплин ЕГЭ наибольшее влияние оказывает математика. Читать дальше...

Эффекты сообучения в административно формируемых студенческих группах

В работе тестируется проявление эффектов сообучения — влияния на успеваемость
отдельного студента других учащихся студенческой группы — на примере факультета экономики НИУ ВШЭ. Присутствие способных одногруппников оказывает положительное влияние на индивидуальную успеваемость, причем в большей степени такому
воздействию подвержены именно наиболее подготовленные студенты. Увеличение доли слабых студентов влияет на успеваемость незначимо.
Читать дальше...

Социальные связи студента и выбор специализации

В работе оценивается взаимосвязь выбора студентом своей специализации в вузе с вы- бором своих друзей и помощников по обучению. С использованием данных о студентах факультета экономики одного российского вуза показывается, что индивидуальный выбор значимо коррелирует с выбором как друзей, так и помощников по учебе. Наибольшее влияние на выбор специализации проявляется со стороны тех друзей, которые одновременно помогают в учебных вопросах и имеют схожую успеваемость. Взаимные дружеские связи имеют больший эффект, чем невзаимные связи. Полученные результаты позволяют лучше понять механизмы действия эффектов сообучения в выборе студентами специализации в вузе.
Читать дальше...

Сравнение приема на образовательные программы в вузе по результатам олимпиад и баллов ЕГЭ

В статье для сравнения качества приема в вузы на различные образовательные про- граммы предлагается использовать скорректированные кривые спроса, полученные по результатам ЕГЭ зачисленных на бюджетные места студентов с учетом поступивших без вступительных экзаменов победителей и призеров олимпиад. Для устранения влияния структуры и количества предметов ЕГЭ на различные направления обучения предлагаются два метода коррекции баллов ЕГЭ. Первый метод предполагает линейную коррекцию суммарного балла ЕГЭ отдельного школьника с учетом средних значений и среднеквадратических отклонений баллов по отдельным предметам всех школьников в России. Во втором методе производится нелинейная коррекция баллов по каждому отдельному предмету в суммарном результате. При этом выбирается заданное стандартное распределение, по которому производится пересчет баллов ЕГЭ. В качестве такого стандартного распределения в статье используется бета- распределение.
Читать дальше...

Факторы формирования дружеских связей студентов

В работе рассматривается сетевая структура межличностных коммуникативных (дружеских) связей студентов университета и анализируются факторы, влияющие на формирование таких сетей. С использованием данных опроса студентов и административной информации проводится эконометрическое оценивание моделей образования дружеских связей, основанных на гипотезах гомофилии и эффекта соседства. В частности, оцениваются линейная и логистическая модели с фиксированными эффектами и без фиксированных эффектов. Полученные результаты свидетельствуют о статистически значимой связи между вероятностью возникновения дружбы и такими факторами, как принадлежность к одной студенческой группе, проживание в общежитии, совпадение пола и близость успеваемости. При увеличении числа совпадающих факторов вероятность связи растет.
Читать дальше...

Цитируемость ученых и сети научного соавторства: анализ данных Google Scholar

В работе анализируются корреляции между параметрами сети соавторства и библиометрическими характеристиками ученых в Google Scholar. Оценивание проводилось с помощью моделей счетных данных по выборке, состоящей из более чем 30 тысяч авторов с первым цитированием после 2007 года. Найдена положительная связь между цитируемостью ученого и числом соавторов, цитируемостью и центральностью автора в сети, цитируемостью ученого и средней цитируемостью его соавторов. Индекс Хирша и индекс i10 значимо связаны с числом соавторов и их средней цитируемостью.
Читать дальше...