Архив номеров

№3(47) Июль-сентябрь 2017 года

Содержание номера:

Макроэкономика

В работе изложена методология построения дезагрегированной макроэкономической модели российской экономики 1990–2010‑х гг., включающей реальный сектор (с экспортно-ориентированным, внутренне-ориентированным подсекторами и естественными монополиями), финансовый сектор и население. Понимание основных особенностей развития российской экономики на макроуровне достигается при учете особенностей взаимодействия этих секторов. Выбор предикторов макроэконометрической модели осуществляется на основе выводов построенной дезагрегированной теоретической макромодели, позволяющей выявить основные факторы, предопределяющие динамику ключевых макропеременных. Вторая часть работы состоит из эконометрического анализа уравнений для ключевых макропеременных модели с учетом предикторов, выделенных на стадии теоретического анализа. Основной вывод: теоретическое описание российской экономики возможно на основе структурного анализа уравнений дезагрегированной модели; полученное макроописание может быть использовано для построения макроэконометрической модели российской экономики.

Образование

Статья посвящена анализу отдачи от образования как показателя доходности инвестиций в человеческий капитал. Исследование базируется на оценивании модифицированных уравнений Минцера с использованием квантильных регрессий по панельным данным. Предложенный подход дополняется моделями совместного распределения заработной платы и продолжительности образования на основе копулярных функций. Используемая в работе методология позволяет сравнить значимость включенных в модель факторов при формировании заработной платы, исследовать структуру зависимости между заработной платой и образованием, а также ответить на вопрос, в какой из двух стран после более чем десяти лет независимого развития наблюдалась более высокая отдача от образования.

Общество

Автор: Е. Котырло

Изучение поведения социальных групп и отдельных индивидов, сегментация пользователей на основе проявляемых интересов и характера внутрисетевого взаимодействия — это те возможности, которые предоставляют социальные медиа. В статье обобщаются подходы к анализу социальных медиа на базе анализа текстов и анализа социальных сетей, сложившиеся к настоящему времени. Имеющийся инструментарий дополняется использованием показателей концентрации и расширенными возможностями визуализации результатов сетевого анализа. Проведенный на модельном примере анализ позволяет сделать следующие выводы: 1) пользователи могут быть успешно сегментированы по темам публикуемых сообщений для проведения маркетинговой кампании; 2) индекс Джини демонстрирует высокую степень неравенства пользователей по количеству публикуемых сообщений, фактически 10% пользователей, объединенных интересом к теме и связями друг с другом, публикуют 70–80% контента; 3) пользователи, общающиеся друг с другом через социальные медиа, проживают в относительной близости; 4) активность и центральность пользователя тесно связаны между собой.

Ценообразование

В данной статье изучается взаимосвязь характеристик школ и цен окружающей недвижимости на примере рынка вторичной недвижимости г. Перми. В работе используется массив данных по объявлениям о продажах квартир и характеристиках школ за октябрь 2014 — февраль 2015 г. Оценки пространственной авторегрессионной модели показывают, что характеристики качества школьного образования коррелируют с ценой недвижимости. Деление выборки на однокомнатные и многокомнатные квартиры показало различия в эффектах школьного образования на цену. Кроме того, было выявлено влияние дохода и качества образования на цену недвижимости.

Цель данной работы состоит в построении ценовых индексов по выборке работ одного художника — Анри Матисса. Изучаются и сравниваются два подхода: гедонистическая регрессия и метод повторных продаж. Гедонистическая регрессия модифицируется в рамках многоуровневого (иерархического) подхода, позволяющего учитывать возможную коррелированность продаж, осуществленных в один и тот же временной период. Построенные индексы в целом обнаруживают сходную динамику, однако начиная с 1990 г. индекс, построенный методом повторных продаж, систематически демонстрирует более низкие значения. Динамика доходности гедонистического индекса и индекса Мея–Мозеса практически одинакова в период 1990‑х гг. Доходность индекса повторных продаж в исследуемый период почти повторяет доходность Artprice Global Index, что может говорить о том, что вложения в картины Анри Матисса были столь же прибыльны, что и вложения в арт-рынок в целом. Динамика годовой доходности арт-индексов коррелирует с динамикой доходности фондового индекса S&P 500, но более волатильна.

Экономика спорта

На основе эконометрического моделирования по панельным данным исследованы детерминанты результатов выступления футбольных клубов российской премьер-лиги в сезонах с 2013 по 2017 г. Показано, что результативность футбольного клуба (как отношение количества набранных очков к максимально возможным) значимо зависит от величины его бюджета. Сила нападения и сила защиты примерно одинаково важны для результативности команд. Средняя посещаемость матчей значимо и положительно зависит от результативности клубов.